?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Георгий Пинхасов — легенда мировой фотографии, единственный русский фотограф, принятый в агентство Magnum, старейшую и знаменитейшую в мире фотоартель, лауреат международных премий, живет в Париже. Равнодушен к любым формам общественного признания и на мастер-классах предпочитает рассуждать о внутренней свободе, а не о секретах технического мастерства.



Я прочла несколько интервью с ним, и получила такое удовольствие, что спешу поделиться с вами. В самом деле, очень интересный, необычный, творческий человек с весьма любопытными взглядами на искусство вообще и фотоискусство в частности. Как раз из тех, что заражают вдохновением :)



Выдержки из интервью:

"Нельзя слишком серьезно относиться к своей профессии. Результат достигается гораздо легче, если вы относитесь к себе с меньшим пафосом. Поэтому то, что я — фотограф, не главное для меня. Быть личностью важнее, сама фотография от этого только выигрывает.

Меня часто спрашивают: нужно ли учиться фотографии? Думаю, сейчас — необязательно. Это раньше, чтобы заниматься данным видом искусства, необходимо было иметь кандидатскую по химии. А сейчас аппаратура доступна даже детям. Конечно, можно научиться различным техникам съемки, но тогда вы будете снимать как все. Лучше, ошибаясь, открывать новое, чем повторять других. В этой случайности — феномен творчества. В искусстве главное, чтобы было вкусно, прикольно, неожиданно, эмоционально. Так что лучше повышать свой культурный уровень и развивать себя как личность, нежели оттачивать технические приемы. Человек, обладающий вкусом, может заниматься чем угодно. Он — художник. Это и есть свобода, даже от техники.

Эффект случайности очень важен. Для меня фотография — просто замеченный кусок жизни, ее срез. В моих работах человек — не главное, важнее ситуация, в которую он попал. Я против какой-либо концепции в творчестве, и даже стиля. Если не бежать от него, ты становишься его рабом и обречен на повторяемость.

Я считаю, что страсть познания важнее, чем талант фотографа. Способность к фотографии можно развить, а вот страсть либо дается, либо нет.
Я почти не провожу выставок и не выпускаю фотоальбомов. Сам процесс творчества, создания фотографии настолько увлекателен, что перед ним меркнут все удовольствия самоутверждения.

В стремлении к признанию, славе есть некое искушение, опасность. Несомненно, для многих успех — это один из стимулов работать, наряду с деньгами. Но это псевдостимул. Когда вы оказываетесь на вершине, вы теряете свободу, вы обязаны сторожить свое место как царь горы. Вам больше нет необходимости заниматься творчеством: теперь ваша задача скидывать вниз конкурентов, приближающихся к трону. Успех сбивает ориентиры, это эфемерная цель. Он возможен в других областях, а в искусстве к успеху чаще всего приходит тот, кто к нему не стремится.

Деньги — тоже эфемерный стимул. Они выходят на первый план, когда их нет, ведь это важнейшая составляющая свободы. Когда денег достаточно, то для нормального человека с первого места они перемещаются не на второе, и даже не на третье, а куда-то ближе к концу списка. Иногда я себе говорю, что зарабатывал бы гораздо больше, если бы нашел себе помощника. Но потом понимаю, что с помощником нужно будет встречаться, что-то ему объяснять; он мне будет звонить со словами: «Я пришел на работу, что делать?». У меня будут перед ним обязательства. А сейчас я как птичка в небе. Человек, который приходит в искусство ради денег — обманывает себя. Если вам нужны деньги — честнее пойти в бизнесмены. Кроме того, этими стимулами — деньгами, славой, можно легко насытиться. Любопытство не насыщаемо никогда.

Можно в точности следовать инструкциям заказчика, и следовательно, иллюстрировать его предрассудки, оказаться в их власти, а можно снимать реальность, его предрассудков не подтверждающую. Трагедия современной прессы в том, что она оказывается всецело во власти предрассудка, стереотипного видения. Это характерно для многих европейских журналов. Это некая национальная и классовая лесть, подтверждающая собственное превосходство группы читателей. Журналист предпочитает льстить, вместо того, чтобы это развеять. Это и есть для меня продажная пресса. Искренняя любознательность — вот истинный разрушитель предрассудков.

Фотография — это прежде всего канал информации. Познание. Интегральное восприятие мира.

Я объясню, почему я предпочитаю малый формат — задача в том, чтобы люди не считывали напрямую информацию с фотографии, а вначале увидели её как иероглиф, увидели её графическую сущность, только форму, затем разгадывали её. Так под властью формы сохраняется тайна.

Самойлов начал снимать натюрморты, много экспериментировал с поверхностями, находил старинные объективы. Я научился у него особому отношению к пространству внутри фотографии и вокруг неё, уважению к поверхности отпечатка. Он никому не позволял трогать свои фотографии руками, дышать на них, иногда это казалось странным, комичным. Они были напечатаны на как бы старинной бумаге, словно покрытой пыльцой.

Советские журналы, например «Огонёк», пытались копировать красоты западных глянцевых журналов, не понимая, что на Западе рекламными съёмками не занимаются непосредственно журналы, а лишь зарабатывают на этом. Мы хотели снимать красивое, не догадываясь, что эта область во всю эксплуатируется гламуром, то есть продажностью. На этом псевдо-гламуре много талантливых фотографов погорело.

На самом деле, это одна из самых больших ошибок в преподавании, то что обучают композиции, продумыванию. Это нужно в коммерческой фотографии, пропаганде. Для восхваления коробки конфет необходима техника, это к искусству не имеет никакого отношения.

Вы позволяете пространству и времени через вас выдать результат, а потом говорите: ...вот, это я придумал... Но не придумал — в искусстве не должно быть своеволия. Любое открытие — это не победа над природой, а скорее победа над собственными предрассудками."

Выдержки взяты из материалов:
Журнал "Фотодело"
photographer.ru

Фотоработы Пинхасова можно посмотреть, например, тут и тут.

Comments

( 23 комментария — Оставить комментарий )
gavris
8 окт, 2010 09:00 (UTC)
Спасибо!
Действительно, сначала внутренняя свобода, а уж потом и мастерство не помешает:)
elen_time
8 окт, 2010 09:18 (UTC)
ох, как же я с ним соглАсна!
огромное спасибо за статью!
...можно перепостить у себя? :)
loco_bird
8 окт, 2010 09:20 (UTC)
Ну, это не моя статья, это выдержки из интервью, но перепостить можно.
anna_shihaleva
8 окт, 2010 09:26 (UTC)
Очень интересно и неоднозначно. поэтому и интересно. Обычно наоборорот пишут, что надо много работать, работать, учиться без конца. И эта позиция более понятна и приемлема по ощущениям. Но то что он говорит тем не менее очень правильно. Конечно, он судит со своих позиций, позиций талантливого человека. Если перевести стрелки на литературу, ни толстой. ни Чехов технике писательства не учились.
loco_bird
8 окт, 2010 09:29 (UTC)
Я думаю, все дело в том, что есть еще интуитивный, тонкий метод познания. На самом деле, чтобы научиться хорошо писать, достаточно просто много читать хорошей литературы.
anna_shihaleva
8 окт, 2010 14:22 (UTC)
Знание правил русского языка тоже не повредят.
silbern_drachen
8 окт, 2010 19:21 (UTC)
В этом тоже принцип "много читать " неплохо помогает)
loco_bird
9 окт, 2010 06:09 (UTC)
Я не знаю ни одного правила, но пишу практически без ошибок. Это называется "врожденная грамотность" и приобретается, если в детстве очень много читать. :) Более того, я очень плохо переношу тексты с ошибками, мне их прямо больно читать.
anna_shihaleva
9 окт, 2010 06:29 (UTC)
Я не верю во врожденную грамотность, в смысле считаю, что ее нет,не берусь дискутировать на эту тему, но мне это определение не нравится по многим причинам.
danse_nathalie
8 окт, 2010 09:35 (UTC)
Особый мир творчества в кажджом слове. Спасибо!
ada_samarka
8 окт, 2010 10:20 (UTC)
Спасибо за этот пост! Я думаю, что учеба необходима, и очень тяжелая, но – наедине с собой. Ведь как можно массово научиться производить уникальное?
loco_bird
8 окт, 2010 10:21 (UTC)
А почему "тяжелая"? Мне кажется, любая учеба - это такое удовольствие. :)
Объемная по времени, это да.
ada_samarka
8 окт, 2010 10:34 (UTC)
Ой, я когда думаю– вот готова ли я пройти все этапы своего писательского становления, потратить столько лет на 'выписку' всей банальщины, какую необходимо слить юному автору, чтоб обрести свой голос – думаю ну его на фиг, если это не призвание, то такой труд покажется мазохистическим безумием. Вообще считаю творчество болезнью, а не хобби :)
loco_bird
8 окт, 2010 10:39 (UTC)
Суть же в процессе, а не в результате.
С одной стороны, твой голос давно уже прорезался, тебя ни с кем не перепутаешь.
А с другой, вот хоть ты получишь своего Букера и тебя начнут изучать в школьной программе, а все равно ведь будешь собой недовольна и стремиться к лучшему, а? Процесс-то ведь бесконечный, и в том его прелесть.
(Анонимно)
8 окт, 2010 11:02 (UTC)
Конечно! Правда есть еще и Нобелевка, и пока мне ее не дадут – буду всегда недовольна собой:)
juli_dobrovo
8 окт, 2010 10:22 (UTC)
спасибо!
(Удалённый комментарий)
loco_bird
8 окт, 2010 10:39 (UTC)
Так за чем же дело стоит? :)
irenka2501
8 окт, 2010 13:00 (UTC)
спасибо :)
всегда приятно прочитать свои мысли и ощущения в изложении талантливого человека
arabella_zerova
8 окт, 2010 14:27 (UTC)
Утащу к в мемориз, спасибо!
me_and_my_may
8 окт, 2010 18:20 (UTC)
дух захватывает !
вот бы пообщаться с таким человеком лично
meetsuka
12 окт, 2010 19:43 (UTC)
очень понравилось рассуждение о деньгах и славе, как о плохих мотиваторах, полностью согласна с позицией автора.
salt_on_my_skin
17 окт, 2010 03:24 (UTC)
замечательно. все верно, cпасибо!
( 23 комментария — Оставить комментарий )

Метки

Latest Month

Август 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Разработано LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek